45 % компаний отмечают, что с помощью геймификации сотрудники легче принимают корпоративные ценности
- Только 1 % опрашиваемых придерживается мнения, что в HR ничего не нужно автоматизировать.
- 16% респондентов планируют в будущем автоматизировать свои HR процессы.
- 21% респондентов не хотят внедрять IT технологии, поскольку их все устраивает
- 7 % опрошенных компаний испытывают сложности с внедрением сервисов для автоматизации HR-процессов, связанные с необходимостью соблюдения закона о персональных данных.
- В среднем 80 % довольны текущей системой автоматизации рабочих процессов.
- Игровые элементы в HR сегодня использует 21 % опрошенных компаний.
- Самый популярный сервис для упрощения рабочего процесса в 2019 году — программа Excel.
С июля по август 2019 года международная рекрутинговая компания Hays в России провела «Исследование IT-технологий в сфере HR». В нем приняли участие 487 российских и международных компаний.
Исследование показало, какие области HR больше всего нуждаются в автоматизации, как автоматизированы на практике, какие системы внедряются, а также какие требования компании предъявляют к автоматизации бизнес-процессов и в работе с человеческими ресурсами.
«Сейчас все озабочены повышением эффективности рабочих процессов, никто не хочет заниматься рутиной. Специалисты стремятся направлять свой ресурс на более творческие задачи. Это касается различных областей и профессий. Результаты нашего исследования показали, что большинство опрошенных компаний уже сегодня активно внедряют автоматизацию различных блоков HR и около 80 % опрошенных компаний довольны имеющимися системами. Пятая часть респондентов — около 18 % — не хотят ничего менять в текущих процессах, 7 % компаний останавливает закон о персональных данных, и только 1% компаний считает, что автоматизация не нужна вообще», — комментирует результаты исследования Олег Ткаченко, директор направлений Hays Talent Solutions и Response рекрутинговой компании Hays в России.
Области HR, в которых не обойтись без автоматизации
По мнению респондентов, топ-3 основных областей, в которых сегодня надо внедрять автоматизацию, — это кадровый учет и администрирование (их отметили 72 % опрошенных), учет рабочего времени (66 %) и HR-аналитика (61 %). Компенсацию и сборы следовало бы автоматизировать по мнению 49 % респондентов, рекрутмент — 41 %, оценку, адаптацию и обучение персонала — 42 %. 1 % опрошенных ничего не хочет автоматизировать, а еще 1 % респондентов считает, что функцию HR лучше полностью отдать на аутсорсинг.
Большинство респондентов — 78 % — уже автоматизировали кадровый учет и администрирование, а 54 % — внутренние коммуникации. 45 % опрошенных компаний внедрили системы учета рабочего времени, 41 % — рекрутмент, 40 % — компенсацию и льготы, 34 % автоматизировали HR-аналитику, 34 % — оценку, адаптацию, обучение и развитие, и только 15 % автоматизировали систему нелояльности сотрудников.
Ответственный за внедрение систем автоматизации HR
По мнению опрошенных компаний, за автоматизацию HR в компании должен отвечать HR-директор.
Такого мнения придерживаются 67 % респондентов. 13 % считают, что это обязанность генерального директора, и еще 13 % думают, что этим должны заниматься IT-директора. 4 % уверены, что автоматизировать HR-процессы должны все вышеперечисленные.
Автоматизация HR на практике
Блок кадрового учета и администрирования, по мнению респондентов, в первую очередь нуждается в автоматизировании. Это подтвердили цифры: на практике систему автоматизации ввели 78 % компаний. Из них 78 % довольны используемыми в данный момент системами и 22 % ими не довольны.
Блок рекрутмента автоматизировал 41 % опрошенных компаний. 20 % респондентов собираются начать автоматизировать рекрутмент в ближайшее время. Опрос среди респондентов, которые уже используют системы автоматизации в рекрутменте, показал, что 74 % компаний довольны используемыми программами, а 26 % — не довольны.
40 % компаний, участвовавших в опросе, уже внедрили автоматизированную систему компенсации и льгот, и более 60 % компаний ее не внедряют. 16 % респондентов планируют автоматизировать блок компенсации и льгот в будущем, а 19 % не знают о том, что такие системы существуют.
Только 34 % опрошенных компаний автоматизировали блок аналитики. Оставшиеся 66 % респондентов блок аналитики не автоматизировали и основной причиной, почему они этого не сделали, называли отсутствие бюджета. Однако 17 % из них собираются внедрить автоматизированную систему в будущем.
Блок оценки, адаптации, обучения и развития персонала автоматизировали чуть больше трети — 34 % респондентов. 19 % опрошенных планируют внедрять системы автоматизации в будущем. 74 % компаний устраивают используемые системы, 26 % ими не довольны.
Системы автоматизации внутренних коммуникаций сегодня используют 46 % компаний. Еще 10 % опрошенных планируют автоматизировать внутренние коммуникации в будущем. При этом 25 % респондентов сказали, что их все устраивает в текущих процессах, поэтому они не видят необходимости что-либо менять. Те компании, которые уже используют системы автоматизации внутренних коммуникаций, в большинстве своем довольны имеющимися программами. Об этом сообщили 83 % опрошенных.
Автоматизация учета рабочего времени внедрена почти в половине опрошенных компаний. Об использовании систем автоматизации рассказали 45 % опрошенных компаний. Одновременно с этим еще 17 % респондентов планируют внедрять автоматизацию в будущем, а 31 % устраивают текущие процессы, поэтому они не собираются автоматизацию внедрять. 82 % компаний, которые используют различные системы автоматизации, в настоящее время ими довольны.
Барьеры для автоматизации
Основными проблемами при внедрении любого из блоков HR опрошенные компании называли отсутствие бюджета. Еще одной из самых распространенных проблем, почему компании не автоматизируют HR, стало незнание и неинформированность о наличии на рынке необходимой системы автоматизации. Многие компании заявили, что их все устраивает в текущих процессах, поэтому они ничего не хотят менять. Респонденты ссылались на решение собственника не автоматизировать тот или иной блок, а также говорили, что это долгий и сложный процесс согласования со штаб-квартирой.
Опрошенные также считают, что внедрением систем автоматизации должен заниматься IT-департамент и это отнимает много ресурсов. В среднем около 1 % опрошенных компаний отдали все блоки HR на аутсорсинг, поэтому эта задача перед ними не стоит.
Автоматизированные системы в HR
Самой популярной системой автоматизации в блоках кадрового учета и администрирования, компенсации и льгот, а также HR-аналитики стала 1С. Используемыми системами, которые отмечали респонденты, стали: SAP, БОСС-Кадровик, КОМПАС: Управление персоналом, Workday, Oracle, Галактика ERP, Контур.Персонал и собственные разработки.
В рекрутменте самыми популярными системами респонденты назвали: E-Staff Рекрутер, Внутренний портал вакансий, Potok, FriendWork Recruiter, Хантфлоу, GoRecruit, Experium, Workday, SAP, а также собственные разработки. Кроме того, респонденты указывали Excel и HeadHunter.
Системами, которые компании используют для автоматизации оценки, адаптации, обучения и развития сотрудников, стали: собственные разработки, Matrix, Workday, SAP, Looop, iSpring Learn, Agylia, WebTutor, Learn Amp и ETWeb.
Для внутренних коммуникаций компании используют корпоративную социальную сеть (Yammer, DaOffice, IBM Connections, Workplace by Facebook), интранет (Oracle WebCenter Suite, MS Sharepoint, IBM WesSphera, 1C-Битрикс), чат-боты, мессенджер (WhatsApp, Slack, Telegram, Viber, Facebook Messenger, Skype) и онлайн-радио.
Для всех используемых программ респонденты предъявляют почти одинаковые требования. Важные свойства для систем автоматизации — это интуитивно понятный интерфейс, доступность всего необходимого для работы функционала, возможность кастомизации программы под индивидуальные потребности бизнеса, отсутствие ошибок и сбоев, а также экономия времени и помощь в решении рабочих вопросов.
Свойствами, которые мешают работе автоматизированных систем, респонденты назвали: ограниченный функционал, сырую и устаревшую версию программы, дорогую стоимость систем, неудобный интерфейс, а также необходимость дорабатывать систему под свой бизнес и невозможность ее полностью адаптировать под свои задачи.
Автоматизация лояльности
Блок отслеживания лояльности сотрудников автоматизировали только в 15 % опрошенных компаний. Треть респондентов — 33 % — не знают, что такие системы существуют. Системы, которые используют респонденты: SecureTower, InfoWatch Traffic Monitor и собственные разработки. Вместе с тем ряд респондентов отметили, что пользуются Google Forms и Excel, а также делают опросы через корпоративный портал. 79 % компаний довольны используемыми программами, однако основным минусом, мешающим использовать программы, назвали необходимость лично общаться с сотрудниками. Это объясняется тем, что процесс отслеживания лояльности сотрудников не исключает личной коммуникации, особенно если это касается удержания ценного кадра или утечки конфиденциальной информации.
Идеальный софт
Компании, участвовавшие в опросе, определили топ-5 характеристик, которыми должен обладать идеальный софт для автоматизации HR-процессов. Абсолютное большинство (100 %) респондентов считают, что он должен экономить время: сводить к минимуму ручной ввод данных, быстро готовить и выгружать отчеты. 93 % компаний заявляют, что идеальный софт должен быть удобным с точки зрения usability, 88 % говорят, что он должен охватывать все кадровые процессы. 79 % респондентов уверены, что софт должен формировать единую базу данных, и еще 50 % хотят, чтобы он был доступным на всех устройствах.
Геймификация HR
«Тренд сегодняшнего дня — геймификация. По данным нашего опроса, уже 21 % компаний начал использовать игровые элементы в работе. Компании используют промоигры, мобильные приложения, социальные сети и чат-боты для того, чтобы искать, обучать, адаптировать и мотивировать сотрудников. Главное, что уже сегодня компании готовы подтвердить, что геймификация действительно помогает привить корпоративные ценности и повысить эффективность сотрудников», — отмечает Олег Ткаченко.
В настоящее время 21 % опрошенных компаний внедрили игровые элементы в HR. 69 % из них используют геймификацию для обучения и развития сотрудников, 59 % — для адаптации работников, 40 % — для мотивации. 30% применяют игровые элементы для привлечения новых сотрудников, а 24 % — для оценки персонала.
Наиболее частыми решениями для геймификации респонденты назвали обучающие порталы. Их отметили 75 % опрошенных компаний. 33 % используют промоигры, 26 % — мобильные приложения, 39 % пользуются социальными сетями, 18 % — чат-ботами. По 1 % набрали такие решения, как интранет, онлайн-тесты и собственные разработки.
79 % респондентов геймификацию не внедрили, при этом 29 % из них считают, что в этом нет необходимости, а 24 % не нашли поддержку у руководства в этом вопросе. 17 % компаний говорят, что для внедрения геймификации у них нет сегодня ресурсов, а у 15 % нет бюджета. 9 % респондентов заявляют, что не встречают поддержки среди сотрудников. 2 % вообще не рассматривали такую возможность, и только 1 % планирует в будущем развивать это направление.
Почти половина компаний (45 %), которые уже используют геймификацию в HR, говорит о том, что наблюдает ее положительное влияние и с ее помощью прививает корпоративные ценности. Еще 31 % также говорит о положительном воздействии геймификации, поскольку она повышает эффективность сотрудников. 26 % респондентов пока особых изменений не заметили. 6 % указывают на негативное влияние использования игровых элементов в работе, поскольку не все сотрудники хотят принимать участие в геймификации. Только 3 % опрошенных компаний считают, что геймификация отнимает много времени и наносит ущерб рабочим процессам.
Упрощение рабочих процессов
По мнению опрошенных компаний, самый популярный сервис по упрощению рабочих процессов — Excel. Его отметили 82 % респондентов. Программы для управления проектами (Trello, Office 365, Microsoft OneNote, Google Диск, Мегаплан) используют 25 % компаний. Диаграммы связей (Miro, MindMup, XMind и пр.) упрощают рабочие процессы 9 % респондентов, сервисы парсинга — 3 %. 2 % компаний для упрощения рабочих процессов пользуются системами ERP и CRM (SAP, 1С, Битрикс, MS Dynamics и др.), 1% — собственными разработками.
О компании
Hays plc) — мировой лидер в сфере рекрутмента. Занимает лидирующую позицию на рынке Великобритании, континентальной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Группа оказывает услуги клиентам различного профиля, работающим как в частном, так и в государственном секторе, занимаясь подбором сотрудников на постоянные должности, а также на контрактную и временную основу. По состоянию на 30 июня 2018 года Группа насчитывает 10 000 сотрудников, которые работают в 252 офисах на 33 рынках по всему миру, охватывая 20 специализаций.
В России компания Hays работает с 2009 года. На сегодняшний день компания насчитывает более 200 человек. Офисы Hays в России представлены в Москве и Санкт-Петербурге.